В наши дни актуальность проблемы энергетической безопасности вполне очевидна. Это обусловлено рядом крупных аварий, произошедших за последние годы в США и в ряде стран Европы, Африки, Азии и Южной Америки.
Всего за последние 40 лет в энергосистемах мира произошло более четырех десятков крупных системных аварий, при этом половина из них - в США. Основные причины таких аварий лежат в стремлении решать в полном объеме коммерческие задачи без учета технологических возможностей электрических сетей, что приводит к многочисленным их перегрузкам и отключениям. Этому способствуют, в частности, либерализация и дерегулирование в электроэнергетике.
Расширение масштабов аварий по территории и времени наблюдалось также в связи с проблемами в информационном обеспечении, включая нарушения в работе телекоммуникационных и компьютерных сетей, в средствах системной автоматики и управления.
Одна из крупнейших аварий последних лет, при которой было потеряно более 61 тыс. МВт электроэнергии, произошла 14 августа 2003 г. на территории США и Канады. Эта авария затронула более 50 млн человек и, по предварительным оценкам, нанесла ущерб в размере почти 10 млрд долл. в США и около 2,3 млрд канадских долл. в Канаде. В целом, продолжительность аварии составила 48 часов. Однако в некоторых районах США полное энергоснабжение было восстановлено лишь через четверо суток, а в Канаде - через семь суток.
Проведенный анализ нарушений энергоснабжения потребителей в ряде стран показал, что среднегодовая продолжительность отсутствия электроснабжения в пересчете на одного человека составляет 200 мин. в США, 80 мин. в Великобритании, 60 мин. во Франции, 25 мин. в Германии. В России этот показатель соответствует среднеевропейскому.
Совершенно очевидно, что аварии энергосистем невозможно исключить полностью. Однако их частоту и масштабы можно существенно снизить, и это вполне реально. Так, например, в нашей стране крупных системных аварий не было в течение 56 лет с 18 декабря 1948 г. по 25 мая 2005 г. Столь длительный безаварийный период был обеспечен эффективно работающими системами противоаварийного управления и рациональной структурой диспетчерского управления энергосистемами, энергообъединениями и Единой энергосистемой страны в целом.
Последняя крупная авария произошла в Московском регионе 25 мая 2005 г. Ее основными причинами стали следующие факторы:
- изношенность оборудования;
- опережающий рост потребления электроэнергии по сравнению с ростом генерирующих мощностей, чему в первую очередь способствовал быстрый рост потребления электроэнергии непромышленными пользователями. В результате баланс мощности сводился с резервом 10%, а иногда и ниже (в развитых странах обеспечиваемый резерв мощности составляет 25 - 30%);
- перегруженность электрических сетей;
- непрофессиональные действия эксплуатационного (в первую очередь оперативно-диспетчерского) персонала.
Московская авария выявила неподготовленность многих предприятий и организаций к подобным нештатным ситуациям. Значительное количество больниц, супермаркетов, центров управления, метрополитен и другие учреждения и предприятия не имеют резервных источников электропитания, или же резервирование обеспечивается в течение ограниченного времени.
Очевидно, что не следует экономить на создании резервных источников электропитания, так как эти затраты многократно окупаются при первой же аварии. Еще 40 лет назад президент крупнейшей в мире электроэнергетической организации - Международного Комитета по большим электроэнергетическим системам СИГРЭ (CIGRE) г-н Купер по этому поводу образно сказал, что лучше до аварии потерять один палец, чем во время аварии потерять всю руку, а может быть и голову.
В качестве примера хотелось бы ознакомить вас с опытом создания системы гарантированного электропитания в Центральном диспетчерском управлении Единой энергосистемой (ЦДУ ЕЭС) страны.
Более 20 лет назад пришлось приложить огромные усилия, чтобы убедить руководство ЦДУ ЕЭС выделить необходимые средства на установку систем гарантированного электропитания для оборудования диспетчерского и технологического управления. Противники создания таких систем постоянно выдвигали один и тот же аргумент - диспетчерский центр ЦДУ ЕЭС имеет три независимых источника внешнего энергоснабжения, и потому перерыва энергоснабжения практически быть не может. Однако последующие годы показали, что решение о внедрении системы гарантированного электропитания на диспетчерских пунктах ЦДУ ЕЭС, а в дальнейшем и на семи региональных диспетчерских центрах (ОДУ) было своевременным и вполне обоснованным. За двадцатилетний период только ЦДУ ЕЭС трижды полностью теряло внешнее энергоснабжение, в том числе и 25 мая 2005 г. Сегодня трудно даже предположить, к каким последствиям привело бы отсутствие резервного электропитания на этом пункте.
В целях обеспечения энергетической безопасности страны необходимо в ближайшие годы выполнить целый ряд мероприятий.
Во-первых, следует осуществить строительство и реконструкцию электроэнергетических объектов, прежде всего в регионах, испытывающих особый дефицит электроэнергии, - Московском, Ленинградском и Тюменском. На эти цели направляются значительные инвестиции - как бюджетные, так и частные. Вместе с тем следует понимать, что электроэнергетика - весьма инерционная отрасль. Строительство крупного электросетевого объекта может продолжаться 2 - 3 года, строительство генерирующих объектов - до 6 - 8 лет, а гидроэлектростанций - более 10 лет. Поэтому ближайшие 2 - 3 года будут наиболее сложными в плане обеспечения надежного энергоснабжения потребителей.
Во-вторых, нужно повысить уровень автоматизации и информатизации электроэнергетических объектов, внедрить новое программное обеспечение и современные технические средства, повысить уровень наблюдаемости энергообъектов, обеспечить дальнейшее развитие телекоммуникационных сетей, в первую очередь за счет реализации ускоренными темпами -Генеральной схемы развития ЕТССЭ на период до 2015 года, утвержденной Правительственной комиссией в декабре 2006 г. -Генеральная схема предполагает:
- улучшение вертикального и горизонтального взаимодействия оперативного персонала на базе внедрения оперативных и технических мероприятий;
- повышение уровня подготовки операторов с применением тренажеров, дающих возможность овладевать навыками действий в аварийных ситуациях в условиях, близких к реальным;
- решение вопросов законодательной базы для действий оперативно-диспетчерского персонала, в том числе предоставление ему законных прав воздействия на производителей и потребителей без оглядки на возможный ущерб рынку;
- оснащение системами гарантированного электропитания всех объектов, в которых не допускаются перерывы энергоснабжения,
- создание высокомобильных электростанций и подстанций;
- внедрение технологических регламентов, являющихся надежной гарантией устойчивости энергосистем. На общегосударственном уровне такие регламенты обретают статус стандартов. В соответствии с Федеральной программой в настоящее время ведется разработка 25 Национальных стандартов, в том числе касающихся: надежности функционирования и развития ЕЭС; безопасности производства, передачи и потребления электрической энергии, а также обеспечения ее качества; обеспечения системной надежности объектов электроэнергетики и защиты потребителей и др.
|