Генераторная установка состоит из двигателя и генератора (дизельные и бензиновые генераторы, которые в свою очередь делятся на открытого и закрытого типа) соединенных соосно и укрепленных через амортизаторы на стальной раме (у портативных) или на станине (у стационарных). Запуск двигателя: ручной (шнуром), с помощью электростартера (поворотом ключа) или автоматически (при пропадании напряжения в основной сети электростанция заводится сама, а при появлении напряжения в сети - сама выключается).
Долговечность работы генераторной установки зависит в основном от надежности двигателя. Выбирая, необходимо учитывать, что дизельные агрегаты более экономичны и надежны, но дороже бензиновых аналогов.
Генераторы
Бывают асинхронные и синхронные. Асинхронные дешевле, но, к сожалению, говорить о приемлемом качестве электричества в данном случае нельзя. К тому же такая нагрузка, как электродвигатель в момент запуска потребляет кратковременно 3-5 кратную мощность, поэтому нужно делать соответственный запас по мощности выбираемой генераторной установки. Асинхронный же генератор не переносит пиковых перегрузок. Синхронные генераторы отличаются более высоким качеством электроэнергии, а также способны переносить 3-кратные мгновенные перегрузки. В профессиональных и стационарных электростанциях устанавливаются только синхронные и бесщеточные необслуживаемые генераторы.
Бензиновая электростанция (бензо генератор)
В качестве первичного двигателя в бензиновых электростанциях используются двигатели внутреннего сгорания (ДВС) с внешним смесеобразованием и искровым зажиганием. Часть энергии, которая выделяется при сгорании топлива, в ДВС преобразуется в механическую работу, а оставшаяся часть в теплоту. Механическая работа на валу двигателя используется для выработки электроэнергии генератором электрического тока.
Бензиновые двигатели бывают:
2-тактные:
В них бензин перемешивают с маслом. Серьезными производителями ставятся только на самые маломощные и компактные генераторные установки. Наработка на отказ не более 500 часов.
4-тактные:
Для продолжительной эксплуатации (около 8 часов ежедневно) предназначены двигатели профессионального класса с верхним расположением клапанов (OHV). Они оснащены системой автоматического останова при понижении уровня масла, имеют высокий запас прочности и считаются самыми надежными в своем классе (наработка на отказ до 4000 часов). Чуть большим ресурсом обладают V-образные двухцилиндровые двигатели, устанавливаемые на мощные установки (9-15 кВА).
Основные достоинства бензиновых электростанций:
- относительно низкая стоимость оборудования по сравнению с дизельными и газовыми электростанциями;
- компактность и хороший показатель соотношения массы оборудования к величине вырабатываемой
- легкий пуск в условиях низких температур;
- невысокий уровень шума электростанции;
- простота эксплуатации.
- Частные лица (владельцы загородных коттеджей, дач; туристы; рыбаки и пр. );
- Аварийно-спасательные службы;
- Ремонтно-коммунальные службы;
- Строительные бригады;
- Телевизионные компании.
Дизельная электростанция (дизель генератор).
Автономные дизельные электростанции являются основным (рабочим оборудованием) там, где по разным причинам централизованное электроснабжение недоступно, либо качество его поставок оставляет желать лучшего. Ничего удивительного в популярности дизель генераторов нет, ведь именно они обеспечивают низкую стоимость вырабатываемой электроэнергии, а как следствие, быструю окупаемость установки. Большой моторесурс и долговечность также можно отнести к несомненным достоинствам дизель генераторов.
В качестве первичного двигателя в дизель генераторах ( ДГ) используются двигатели внутреннего сгорания (ДВС) с воспламенением топлива от сжатия воздуха и дизели. Энергия, выделившаяся при сгорании топлива, в дизеле производит механическую работу и теплоту. Механическая работа на валу двигателя используется для выработки электроэнергии генератором электрического тока. Области использования дизель генераторов: в качестве резервного, вспомогательного или основного источника электроэнергии на предприятиях, в строительстве, административных и медицинских учреждениях, аэропортах, гостиницах, узлах связи, системах жизнеобеспечения и т. п. в автономном режиме или совместно с централизованными системами электроснабжения.
Дизельные двигатели бывают:
С воздушным охлаждением:
Занимают промежуточное положение между бензиновыми станциями и мощными дизелями с жидкостным охлаждением. Маломощные дизели (до 6кВт), вообще-то, мало отличаются по надежности от бензиновых, а стоимость их выше примерно вдвое. На топливе столько не сэкономишь. Поэтому, если нет особых причин для выбора маломощного дизеля, подумайте о бензиновой станции с хорошим двигателем, она и шумит меньше, и обслуживать ее проще.
С жидкостным охлаждением:
Наиболее надежны и долговечны (наработка на отказ 20 000 - 40 000 часов), используются в генераторных установках индустриального класса (для таких генераторных установок доступны всевозможные опции, на них ставят более совершенные генераторы).
Здесь выбор делается между низкооборотистыми двигателями (1500 об/мин) и более шумными, работающими на 3000 об/мин. ?Быстроходные дешевле и меньше по весу и габаритам, но кроме шума отличаются более высоким расходом топлива и меньшим ресурсом. Самое главное: для КРУГЛОСУТОЧНОЙ работы 365 дней в году годятся только электростанции, работающие на 1500 об/мин.
Основные достоинства дизель генераторов:
- низкая стоимость вырабатываемой электроэнергии;
- быстрая окупаемость;
- большой моторесурс и долговечность;
- Стоимость технического обслуживания. Его сложность
- Расходные материалы при техническом обслуживании.
- Приспособленность к условиям эксплуатации. Простоту запуска в зимнее время.
- Сложность ремонта. Возможность его проведения на месте.
- Стоимость запасных частей.
- Доступность запасных частей.
- Назначение дизель генератора как постоянного источника или резервного.
- Возможность минимизации эксплуатационных затрат.
Варианты исполнения дизельных электростанций:
- По способу защищенности от атмосферных воздействий: капотного, открытого и
контейнерного исполнения.
- По способу транспортировки:
Передвежные: Не требуется специальных помещений, мощных лифтов, расширенных дверных проемов и т. п. для установки ДГУ; Полная готовность электростанции к эксплуатации; Удобство при транспортировке; Быстрое подключение (монтаж и демонтаж) дизельной электростанции; Удобство при обслуживании и ремонте в условиях открытой площадки.
Дизельные электростанции в передвижном исполнении обеспечивают:
- Высокую мобильность автономного источника электрической энергии;
- Высокую безопасность в эксплуатации (пожарная безопасность, вандалоустойчивость);
- Увеличение срока службы оборудования;
- Гарантированную надежность запуска электростанции;
- Возможность дистанционного мониторинга и управления работой;
- Низкий уровень шума во время работы.
Стационарные: на раме, в кожухе, в мини контейнере, в контейнере.